заказ книг на сайте https://triz-book.nethouse.ru/

Для заказа книг вы можете перейти на сайт:    triz-book.nethouse.ru

Аннотация на книги по Теории решения изобретательских задач

1.»Как стать еретиком»/сост. Селюцкий А.Б.

В четвертой книге серии «Техника — молодежь — творчество» представлена жизненная стратегия творческой личности, продолжен практикум по теории решения изобретательских и научных задач (с помощью АРИЗ-85В).

Петрозаводск, Издательство «Карелия», 1991 г. — 365 с.

2. «Шанс на приключение» / сост. Селюцкий А.Б.

В пятой книге серии «Техника — молодежь — творчество» рассматриваются законы развития технических систем и развития творческого воображения. В первом разделе книги показана не только история развития технических систем, а дана их взаимосвязь. Во втором разделе книги проанализировано изобретательское применение воды. В третьем — поднята тема приспособления  к жизни в бесприродной среде. Завершает книгу обязательный начальный курс обучения творческому воображению.

Петрозаводск: Карелия. 1991 — 304 с.

3. «Нить в лабиринте» / сост. Селюцкий А.Б.

Вторая книга серии «Техника — молодежь — творчество». В сборнике рассматриваются качества творческой личности, дан своего рода справочник по решению изобретательских задач с помощью химэффектов, представлены стандарты на решение изобретательских задач.

Петрозаводск: Карелия, 1988.-277 с.

4. «Правила игры без правил» / сост. Селюцкий А.Б.

В третьей книге цикла «Техника — молодежь — творчество» приведен Алгоритм решения изобретательских задач АРИЗ-85В, рассказывается о том, какие результаты дает обучение ТРИЗ, впервые  публикуется Указатель геометрических эффектов для решения изобретательских задач, разъяснено, как организовать коллективную работу творческой группы, показано, как решать задачи с помощью АРИЗ-85В.

Петрозаводск, Карелия, 1989. — 280 с.

5. Б.Л.Злотин, А.В.Зусман «Решение исследовательских задач»

Это первая (и на сегодня единственная) книга, посвященная приложению теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) к решению научных задач и проблем. Она открывается основополагающими в этой области работами Г.С.Альтшуллера, В.В.Митрофанова, В.М.Цурикова и Г.Г.Головченко и продолжается разработками Б.Л.Злотина и А.В.Зусман по решению исследовательских задач, построению новых научных концепций, выявлению и прогнозированию нежелательных явлений (производственного брака, аварий и т.п.), а так же по проблемам развития научных коллективов. Книга предназначена для специалистов по ТРИЗ и может быть полезна исследователям в любой области науки, науковедам.

Кишенев: МНТЦ «Прогресс», 1991 г. — 204 с.

6. Г.С.Альтшуллер, И.М.Верткин «Рабочая книга по теории развития творческой личности»

Книга является первым цельным изложением основ теории развития творческой личности. Проведенный анализ большого фактического материала (изучено около тысячи биографий творческих личностей высокого уровня) выявил объективные закономерности творческого процесса и инструментальные механизмы их реализации. Материал книги изложен без специальных терминов в занимательной форме «деловой игры». Это дает возможность читателю легко войти в образ одной из играющих сторон и перенести в свою жизнь элементы разработанной стратегии.

Издание рассчитано на самый широкий круг читателей, независимо от их возраста, образования и специальности: творческие задачи есть в любой области и везде нужны люди, берущиеся за решение этих задач. Более того, книга призвана помочь человеку сформировать программу самообразования и самоусовершенствования и найти или изменить свою напрвленность в Пространстве Большого Творчества, что в конечном счете означает овладение искусством быть счастливым.

Книга в двух частях.

Кишенев: МНТЦ «Прогресс», 1990 г. — часть 1 — 237 с., часть 2 — 101 с.

7. Б.Л. Злотин, А.В.Зусман «Законы развития и прогнозирования технических систем. Методические рекомендации.

Технические системы развиваются по объективным законам, которые можно познать и целенаправлено использовать для прогнозирования развития и решения изобретательских задач — таково основное положение теории решения изобретающих задач (ТРИЗ). В настоящей брошюре рассказывается о выявленных закономерностях развития технических систем, их практическом использовании в развитии техники.

Кишенев: МНТЦ «Прогресс», 1989 г. — 144 с.

 

8. Викентьев И.Л., Кайков И.К. «Лестница идей»

Книга адресована учителям школ, преподавателям техникумов и вузов, родителям и школьникам. В книге приведено 53 задачи и более 120 примеров, используемых при обучении ТРИЗ и развитии творческого мышления. Большинство примеров и задач ранее не публиковалось в литературе по методологии научно-технического творчества.

Новосибирск, 1992 г. — 105 с.

9. Иванов Г.И., Пирятинская С.Ф. «Методы поиска новых технических решений»

Краткое сжатое изложение основных положений теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), обзор других методов технического творчества.

УРКНИИНТИ. Сер. Изобретательство и патентное дело, вып. 4, 1988 г — 86 стр.

 

Журналы ТРИЗ (содержание номеров)

 

  1. Журнал ТРИЗ № 2 (1,2/90)

 

Решение Совета Ассоциации от 03.11.1990 г.

 

Г.С. Альтшуллер «Перспективы развития ТРИЗ». Выступление на Совете о современном состоянии и ближайших перспективах развития ТРИЗ

 

Б.Л.Злотин «ТРИЗ сегодня». О ТРИЗ-ном движении и задачах, стоящих перед Ассоциацией в условиях перехода страны к рыночной экономике

 

Н.Н.Матвиенко «Энергетический анализ, возможности применения энергетических понятий при структурном обследовании систем». Энергетические понятия использованы для исследования функционирования ТС и определения компонентов, подлежащих усовершенствованию

 

Л.Г. Горяинов «Анализ энергетических цепочек как метод совершенствования технических систем»

На примере исследования конкретного  технологического процесса проведен энергетический анализ компонентов ТС

 

С.С.Литвин, А.Л.Любомирский » О банке технических эффектов». Указатель высокоэффективных технологий и материалов, необходимых для реализации принципиальных решений.

 

В.И.Ефремов «Возможности  микросфер» . Дополнения к разделу «Шаровые конструкции» указателя геомэффектов

 

В.Р.Фей «В поисках идеального вещества» (окончание). На примерах использования воды в качестве компонента ТС описаны вепольные формулы и линии развития идеального вещества.

 

Ю.А.Чернегов «Новое инженерное мышление» . Историко — генетические исследования технологических процессов. Описаны преобразования, ведущие к появлению принципиально новых процессов.

 

Л.Х.Певзнер «Концепция создания микростандартов для алгоритма решения задач на ЭВМ»

Предложены три системы микростандартов для прямого разрешения ТП и ФП шагах 1.6 и 3.6 АРИЗ-85В усовершенствования ТС.

 

С.С.Литвин, В.М.Герасимов «Если ты думаешь, что ты инженер — думай»

Проблемы классического ФСА — снижение эффективности, недостаточный методический уровень и т.п. — преодолеваются при использовании единой системы ТРИЗ-ФСА

 

«Ситема ТРИЗ-ФСА» Краткое изложение

 

А.А.Соколов «Заметки об идее коллективного способа обучения»

Обучение в парах переменного состава позволяет преодолеть недостатки урочно-группового обучения, дать каждому из обучаемых максимальный объем знаний и навыков

 

А.А.Гин «Первый опыт обучения ТРИЗ методом КСО». Получены хорошие результаты при обучении методом КСО, однако необходимо глубокое овладение методическим инструментарием

 

С.И.Переницкий «Пословицы и поговорки в ТРИЗ»

Пословицы и поговорки — хороший иллюстрированный материал, основа учебных задач по РТВ

 

«Работает ли ТРИЗ в химии?»

В сборнике учебных задач, созданном из реальных изобретений по химии и химической технологии, продемонстрированы как общие инструменты ТРИЗ, так и специфические приемы и закономерности

 

  1. Журнал ТРИЗ № 3 (2,1/91) Проект ИМ

С.С.Литвин, В.М.Герасимов «Профессиональное конструирование — особенности и рекомендации.

Описание нового вида деятельности — комплексного совершенствования реальных ТС по заказу выполняемое за ограниченное время. На основе собственного опыта дяются рекомендации по проведению профессионального конструирования, оценка сходства и различия работы в стране и за рубежом

 

В.М.Цуриков «Проект Изобретающая машина — интеллектуальная среда поддержки инженерной деятельности. Часть 1».

Проблемы современного мира — элитарность творчества, недоступность знаний для быстрого использования могут быть решены за счет создания би-системы — «ТРИЗ-искусственный интеллект». Предложена архитектура ТРИЗ — компьютера, описаны принципы, реализуемые в отдельных системах проекта.

 

В.В.Сушков «Анализ развития интеллектуальных систем ТРИЗ на базе системы изобретательских стандартов»

Описание системы «ИМ стандарты» — проблемы создания, перспективы развития. Сформулирована концепция построения базы знаний и картины мира ТС на базе предметно-ориентированного подхода.

 

А.И.Скуратович «Интеллектуальная система проведения функционально-стоимостного анализа «ИМ-ФСА»»

Структура и функционирование системы, которая поддерживает ФСА объектов любой сложности

 

И.М.Бойко, А.П.Гуминский, В.В.Мартынов «Семантическое кодирование и решение интеллектуальных задач». Проблема представления и преобразования знаний для ИМ может быть разрешена с помощью универсального семантического кода.

 

К.Усявичус «Нюх на службе». Использование биологических объектов для обнаружения и уничтожения наркотиков

 

В.М.Цуриков «Математические эффекты — новый раздел информационных фондов ТРИЗ»

Описан новый класс информационного обеспечения ТРИЗ — математические эффекты, позволяющие решать многие задачи математической статистики

 

И.Г.Девойно «Усложнение технических систем»

Описана новая линия развития ТС — функциональное развертывание. Усложнение ТС чаще всего вызывается необходимостью обеспечения безопасности ТС, снижение влияния на среду, удобства хранения и транспортирования т.п. предложен алгоритм введения дополнительных функций.

 

И.Б.Черняков «Методика создания забав». Человек может хорошо взаимодействовать с ТС только тогда, когда ТС вызывает интерес у человека. Разработана классификация забав, определены направления повышения забавности и предложена методика создания

 

С.В.Стрижак «Идеальное средство разрушения вредных связей или кандидат в подстандарты к стандарту 1.2.1». Для упрощения реализации решений, полученных по ст.1.2.1, предложено использовать в качестве третьего вещества порцию одного из веществ в неизменном состоянии.

 

К.Усявичус «Сказки и техника»

Волшебные сказки — фонд административных противоречий и сильных решений. Отмечена высокая степень корреляции между решениями, полученными инструментарием ТРИЗ, и обнаруженных в литовских сказках.

 

Н.В.Круглова «Творческая личность в фокусе науки»

Основоположник современной биоритмологии петербургский физиолог Н.Я.Пэрне, в 20-х годах сформулировал теорию циклической активности человека, в том числе «волн творчества»

 

С.Ю.Модестов «Утечка мозгов».  Об эмиграции интеллектуалов из СССР и стран третьего мира в развитые.

 

И.Л.Викентьев «Опыт написания отзывов на разработки по ТРИЗ»

Список контрольных вопросов для оценки и рецензирования работ по ТРИЗ

 

  1. Журнал ТРИЗ № 5 (3.2/92) Система ТРИЗ+ФСА

 

В.М.Герасимов, С.С.Литвин «Основные положения методики проведения ФСА. Свертывание и сверхэффект»

В методической части приведены два раздела общей методики ФСА — свертывание и сверхэффекты. В приложении дан полный анализ сверхэффектов синхронной явно полюсной  электрической машины, в результате которого удалось «не решая задач», получить около сотни решений, среди которых достаточно глубокие изменения давно устоявшихся конструкций и технологий машин, производимых во всем мире.

 

В.Е.Дубров «Методика поиска сверхэффектов». В развитие методик В.М.Герасимова и С.С.Литвина предложена методика, основанная на альтернативном функциональном анализе, позволяющая отслеживать количественные и качественные последствия первичных изменений исходной ТС

 

С.В.Стрижак «Объединение однородных технических систем».  Описана методика предварительного анализа и проведения объединения однородных ТС, основанная на развитии связей между компонентами  за счет пространственного и функционального объединения, мобилизации ресурсов, свертывания.

 

Л.Х.Певзнер «Методика поиска микростандартов». Методика разработки микростандартов — новой разновидности решательного инструментария ТРИЗ основана на исследовании примеров, иллюстрирующих элементарные инструменты — приемы, стандарты, или законы и формулирование выявленных закономерностей.

 

В.Г.Сибиряков «Рекомендации по исследованию оперативной зоны»

Предложены простые и наглядные методики исследования оперативной зоны — в основном геометрических ее параметров и поэтапного расширения взгляда на зону конфликта.

 

Н.Т.Петрович «Реализация идей АРИЗ и ТРИЗ в области передачи информации»

Отмечены противоречия и механизмы их разрешения при развитии систем радиопередачи и радио приема — проблемы беспомехового приема дискретных и аналоговых сигналов, помехоустойчивости, дальней радиосвязи, поиска сигналов внеземных цивилизаций.

 

И.Л.Викентьев Перечень контрольных вопросов для выявления и использования ресурсов при решении простых производственных задач.

 

В.И.Саурин Нежелательные психологические эффекты при вхождении в малый бизнес.

 

Р.С.Флореску «Приемы фантазирования в изобразительном искусстве»

Разработаны методы создания фантастического изображения, которые включают приемы создания фактической формы и расположения созданного объекта на картинной плоскости, приемы сочетания цветов и создания «цветонастроения». Приемы созданы на основе анализа искусствоведческой литературы и значительного количества произведений изобразительного искусства. В качестве иллюстраций представлены картины учеников автора, выполненные согласно методике.

 

В.Г.Сибиряков «Зачем нам резюме». Описан опыт использования резюме, составляемых слушателями после каждого занятия в качестве обратной связи между слушателем и лектором.

 

К.А.Склобовский «Человек и его домна»

Попытка синтеза облика изобретателя, основанная на паралельном изложении фактов биографии и особенностей изобретательского творчества Михаила Ивановича Шарапова — тризовца первого поколения.

 

  1. Журнал ТРИЗ № 9 (94, 1) Кишеневская школа ТРИЗ

 

К.А.Склобовский «Кишеневская школа — история, персоналии»

Причины возникновения и развития кишеневской школы ТРИЗ, биографии ее руководителей Б.Л.Злотина и А.В.Зусман, их учителей, ближайших учеников и тех, кто связан с этой школой.

 

Б.Л.Злотин, А.В.Зусман «Новые разработки». Рефераты самых последних научных разработок, выполненных в кишеневской школе, по подготовке исследователей и их специализации. Об особенностях писательского творчества.

 

Б.Л.Злотин, А.В.Зусман  «Общие законы развития». Пути создания законов развития научного направления: «сверху» и из самых общих представлений — и «снизу» — путем обобщения экспериментального и наблюдательного материала. Механизмы развития, модели их реализации, типовые механизмы законов.

 

Б.Л.Злотин, А.В.Зусман «Концепция создания». В настоящее время на базе ТРИЗ создается несколько независимых различных пакетов прикладных программ. Обоснование создания семейства программ «инструментарий изобретателя, менеджера, прогнозизиста и аварийщика», проблемы, стоящие перед разработчиками, и пути их решения. В приложении дано  изложение методологии создания программ в гипертексте.

 

Л.А.Каплан, В.С.Шапиро, В.А.Гриншпун «Проект «Кассандра» — направление работ, перспективы»

Пакет прикладных программ Кассандра для прогнозирования развития технических систем.

 

Л.А.Каплан, В.С.Шапиро, В.А.Гриншпун «Проект «Кассандра» — построение иерархической структуры ЗРТС». Переход от традиционного метода использования ТРИЗ к программным продуктам требует адаптации исходного материала для машинного использования.

 

Л.А.Каплан, В.С.Шапиро, В.А.Гриншпун «прогнозирование развития систем контроля и управления». Программа направлена на повышение точности, быстродействия, чуствительности и расширения диапазона измерения.

 

Я.С.Гринберг «Зонтик над проблемой». На примере совершенствования  гусеничного монтажного подъемного крана  описана методика  глубокого прогнозирования  и многогранной патентной защиты — «патентный зонтик», разработанная в кишеневской школе ТРИЗ.

 

А.В.Вишнепольская, Б.Л.Злотин, Л.И.Новикова, В.Н.Просяник «Анализ и прогноз развития»

Методология «железной» ТРИЗ и теории развития коллективов использованы для для исследования сложнейшего торгово-финансового образования — Московской товарной биржи (МТБ)

 

Л.А.Каплан, В.С.Шапиро «Активный менеджмент». Сформулированы требования к современному тризовцу — менеджеру, основанные на собственном опыте авторов.

 

Б.Л.Злотин «О заочном консультировании». Описана технология консультирования и общения с заказчиками, специалистами-носителями информации по совершенствуемому объекту.

 

Б.Л.Злотин, А.В.Зусман «Механизмы развития коллективов и общества»

Описаны механизмы самоорганизации коллективов при наличии «потока» веществ или энергии, простые модели, отражающие функционирование коллективов, проблемы управления.

 

Б.Л.Злотин «Коллизия учитель-ученик» . Вечная нравственная проблема — отношение отца с сыном и учителя с учеником — существует и в тризовском движении. На конкретных примерах показаны варианты ее решения.

©2006-2018 Группа Аналитика.
г. Челябинск, ул. Монтажников 9
тел. 8-902-616-2289