О ТРИЗ в Китае и в системе образования Китая (перевод)

Перевод с интернет-ресурсов Китайской Народной Республики

Что такое ТРИЗ?

Теория ТРИЗ была разработана бывшим советским изобретателем Г. С. Альтшуллером в 1946 году. ТРИЗ — это аббревиатура, образованная в результате преобразования русского языка (Теория решения изобретательских задач) в латинский (Теория решения изобретательских задач). В переводе с китайского ТРИЗ означает «теория решения изобретательских задач».Эта теория зародилась в бывшем Советском Союзе и получила развитие в Европе и Соединенных Штатах. Это называется “национальным искусством” и “волшебной техникой золотых точек” бывшего Советского Союза. Мудрое высказывание Альтшуллера: Вы можете ждать прозрения 100 лет, а можете использовать эти принципы для решения проблем за 15 минут.

Теория ТРИЗ и её внедрение в нашу страну.

В 1980-х годах на северо-востоке Китая началось внедрение теории ТРИЗ. В 1987 году Вэй Сян и Сюй Минцзе перевели и опубликовали книгу «Созидание — точная наука» (видимо неточность перевода. Правильное название книги Творчество как точная наука») .В 1990-х годах группа ученых, представленная Лю Сипином из провинции Хэйлунцзян, провела исследование инновационных методов в провинции Хэйлунцзян и в 1998 году опубликовала «Методологию созидания», содержащую теорию ТРИЗ, в качестве пособия по культурному образованию для студентов колледжей. Она была внедрена в университетах провинции Хэйлунцзян. После того, как провинция Хэйлунцзян стала первой пилотной провинцией для продвижения инновационных методов Министерством науки и технологий в 2007 году, продвижение инновационных методов было начато в полном объеме. Сунь Яо, тогдашний вице-губернатор провинции Хэйлунцзян, лично мобилизовал провинцию на изучение методов внедрения технологических инноваций и дал важные указания. В том же году мы создали первый в стране специальный веб-сайт по ТРИЗ.В июне 2008 года провинция Хэйлунцзян взяла на себя ведущую роль в создании исследовательской ассоциации провинциального уровня по методам технологических инноваций в стране.

Опыт зарождения и развития конкурса TRIZ Cup.

В 2010 году в провинции Хэйлунцзян начал проводиться конкурс инновационного дизайна.

В 2010 году Департамент науки и технологий провинции Хэйлунцзян и другие ведомства совместно организовали первый в провинции Хэйлунцзян конкурс студенческих инноваций и дизайна TRIZ Cup College. В общей сложности в конкурсе приняли участие более 500 преподавателей и студентов из 9 университетов провинции. Благодаря конкурсу теория инновационных методов начала популяризироваться в колледжах и университетах провинции, и постепенно была сформирована команда преподавателей инновационных методов. В том же году Харбинский инженерный университет основал первое в стране общество инновационных методов обучения в колледжах и университетах.

В 2011 году в Центре деятельности Цихан Харбинского инженерного университета был проведен второй конкурс студенческих инноваций и дизайна на кубок “ТРИЗ” (Invitational Competition) в провинции Хэйлунцзян, в котором приняли участие 212 команд из 37 университетов по всей стране.

В 2012 году был начат Национальный конкурс инновационных методов.

После успешного проведения двух провинциальных конкурсов, чтобы лучше представить всю страну, стимулировать энтузиазм студентов колледжей к инновациям и предпринимательству, повысить всестороннюю способность студентов колледжей к инновациям и предпринимательству и создать благоприятную среду для инноваций и предпринимательства, Хэйлунцзян начал проводить Национальный конкурс инновационных методов с участием правительства провинции, одобренного Департаментом распределения ресурсов и управления Министерством науки и технологий, Ассоциацией по исследованию инновационных методов и другими ведомствами. В пятом национальном конкурсе, проведенном  в 2017 году, приняли участие 1168 работ из 81 университета в 21 провинции, муниципалитете и автономном регионе, и были поданы заявки на 380 патентов. В то же время это побудило университеты по всей стране предлагать курсы по инновационным методикам, формировать команду преподавателей и студенческие ассоциации и альянсы.

Национальный конкурс инновационных методов для студентов колледжей 2018 года был преобразован в Китайский конкурс инновационных методов, специальный конкурс инновационных методов для студентов колледжей

В мае 2018 года успешно прошел шестой конкурс. В июле 2018 года было официально опубликовано уведомление о проведении конкурса инновационных методов в Китае, совместно организованного Министерством науки, техники и новаторства Китая. В ноябре 2018 года награждение победителей финала первого китайского конкурса инновационных методов транслировалось в прямом эфире по телевидению провинции Хунань.

В шестом, седьмом и восьмом конкурсах ежегодно принимают участие более 10 000 преподавателей и студентов из почти 200 университетов в 24 провинциях (городах и автономных районах). За последние три года было заявлено более 1100 патентов, а количество достижений в области трансформации составило 67,27 миллион юаней.

Итоги конкурса.

Благодаря конкурсу было оказано значительное содействие продвижению теории ТРИЗ в китайских университетах. Во-первых, мы учредили организацию «Студенты колледжей провинции Хэйлунцзян». Во-вторых, было создано 20 университетских студенческих обществ ТРИЗ. Благодаря созданию клубов ТРИЗ в колледжах и университетах студенты привлекаются к участию в инновационной деятельности, формируют инновационное мышление и повышают свои инновационные способности. В-третьих, провинция взяла на себя инициативу по созданию Хэйлунцзянского салона сторонников ТРИЗ (зал для встреч и обсуждений), в котором студенты колледжей, преподаватели университетов, сотрудники предприятий и сторонники ТРИЗ собираются по выходным, чтобы обсудить ТРИЗ, поделиться содержанием ТРИЗ, инновациями и предпринимательством студентов колледжей, патентным поиском и планировкой, а также способом управления предприятием, что приветствуется сторонниками ТРИЗ. В-четвертых, в 20-ти колледжах и университетах провинции было организованы курсы по инновационным методам, ТРИЗ была внедрена в начальные и средние школы, а также в колледжи и университеты. В-пятых, это стимулирует генерацию и трансформацию инновационных достижений студентов колледжей, порождает ряд научно-технических инновационных предприятий, укрепляет обмен и взаимодействие отечественных изобретательских талантов, стимулирует энтузиазм студентов колледжей к инновациям и предпринимательству, а также создает новую среду для инноваций и предпринимательства.

©2006-2018 Группа Аналитика.
г. Челябинск, ул. Монтажников 9
тел. 8-902-616-2289